ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В наши дни особую актуальность приобретают идеи Л.С. Выготского об организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на «завтрашний день детского развития». Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. "Воспитательное воздействие художественного текста осуществляетсяв процессе эстетического восприятия его образной специфики". Читая художественную книгу, дети учатся понимать окружающий мир, разбиратьсяв поведении людей, их характерах, видетьи любить прекрасное. Руководители детского чтения считают важным научить школьников воспринимать художественную литературу как искусство слова,а не как развлечение. Изучению проблемы читательского развития посвятили свои научные работы О.И. Никифорова, Л.Т. Парфенов, В.Г. Маранцмани другие ученые. Благодаря этим исследованиям был накоплен ценнейший методический опыт руководства чтением художественной литературы, оказавший положительное влияние на развитие читательской культуры детей, на совершенствование восприятия прочитанного. Вместес тем, широкие дискуссиио чтении художественной литературы, материалы которых публиковались на страницах специальнойи общей печати, показывают, что уровень руководства чтением не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Учителя- словесники, не учитывая измененийв психологии современного школьника, используют старые формы, приемыи методы. Проблема изучения восприятия учащимися художественной литературы усложняется еще тем, что исследовательские данные быстро устаревают. В свое время Крупская Н.К. писала: «Среда меняетсяи ребенок меняется»? Эго можно отнестиик сегодняшнему дню. Социальные, экономические, политические измененияв мире влияют на характер человека, его потребности, интересы, увлечения. Круг интересов современного школьника расширяется, меняются его взгляды на мир, изменяется его отношениек литературе. К сожалению, книгау современных школьников стоит не на первом месте. Телевидение и Интернет являются для учащихся основными источниками получения информации. Поэтому на школу возлагается важная задача- приблизитьк ребенку духовные ценности, заложенныев художественном произведении. Для этого необходимо учитывать уровень читательского развития учащихся, который связанс возрастными особенностями детей. Тема нашего исследования: «Пути оптимизации читательского развития пятиклассниковв процессе анализа повести М. Твена «Приключения Тома Сойера». Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на второй ступени обученияв общеобразовательной школе. Предметом исследования являются особенности восприятия художественного произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера» пятиклассниками. Цель исследования: выявить социально- психологическое отношение учащихся 10- 11 лет к содержанию произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»и определить пути оптимизации развития читательских качеств младших подростковв процессе анализа. Задачи: 1. Изучить научно- методическую литературу по проблеме исследованияи выявить особенности читательского развития младших подростков. 2. Определить механизм восприятия повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» учащимися пятого класса. 3. Определить пути оптимизации читательского развития пятиклассниковв процессе анализа. Методологической основой данной работы являются труды известного психолога Л.С. Выготского, О.И. Никифоровой. Теоретической базой исследования являются работы В.Т. Маранцман. Поставленные задачи определяют логикуи выбор методов научно- педагогического исследования: - теоретический анализ научно- методической литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез различных идейи знанийо развитии читательских качеств школьников); - диагностические (тестирование, мини- сочинения); - обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов, обучениеи развитие); - формирующий педагогический эксперимент; - математические методы обработки результатов исследования. Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностьюи непротиворечивостью теоретических положений, лежащихв основе исследованияи корректной организацией опытно- экспериментальной работы. Практическая значимость состоитв разработке научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации процесса развития читательских качеств. Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений на заседании методического объединения преподавателей русского языкаи литературы МОУ СОШ №40и ежегодных научно­практических конференцияхв Волгоградском социально- педагогическом колледже. Результаты исследования внедрялисьс 1998 годав практику работы школы МОУ СОШ№ 40 г. Волгограда. База: МОУ СОШ№ 40 г. Волгограда. 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНА ЧАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА» УЧАЩИМИСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ Восприятием искусства интересовались всегда, начиная от Аристотеля до наших дней. М. Горький писал, что чтение книг- это столь привычное для нас, обыденное занятие, по существу, таинственный, малопознанный процесс. Современные исследования психологови педагогов помогают ясно представить особенности восприятия художественной литературы школьниками. Никифорова О. И.в своей работе «Восприятие художественной литературы школьниками» рассматривает изучение художественного восприятия уже не только как область психологии,а также как области литературоведения, эстетики. Ее исследование становится комплексным на стыке различных областей знаний. Кроме того, она делает попытку показать возрастные различия детейв восприятии художественного текста. В 1964 году вышла статья Парфенова А. Т. «О специфике художествен­ной литературы для подрастающего поколения». Эта работа имеет особую ценность. Автор рассматривает формирование типических особенностей отношенияк художественной литературеу детей разного возрастав зависимости от социальной среды. Исследователь намечает основные типы отношенияк литературному произведению: детский, подростковый, юношеский. Впервые сопоставляются данные по всем параметрам чтения ­читательским запросам, их содержанию, широте, устойчивости, мотивам обращенияк книгеи критериям оценки. Вместе с тем, мы думаем, чтов работе недостаточно четко обозначились контуры возрастных групп. Вслед за статьей Парфенова А. Т. появился ряд работ, которые вскрыли более фундаментально возрастные закономерности чтения. Среди них такие научные исследования, как «Ребеноки книга» Беленькой И. М., «Индивидуальные психологические особенности восприятия литературных произведений» Е. И. Игнатьевой. На наш взгляд, очень интересны по данной проблеме статьи Благонадежной Л. В. «Огношение детейк искусствуи его возрастное развитие», «Некоторые вопросы отношения школьниковк искусству», где автор изучает различные аспекты чтенияв возрастной динамике.В этих работах возрастное изменение отношения школьниковк литературе рассматривается как процесс нарастания, обогащения, увеличенияс возрастом интеллектуальныхи эмоциональных возможностей детей- читателей. В научных исследованиях Эльконина Д. И., Драгунова Т. В. «Возрастныеи индивидуальные особенности младших подростков»и Божович Л. А. «Личностьи ее формированиев детском возрасте» раскрываются возрастные особенности школьниковив связис этим имеются указания на существенные изменения, происходившиев сфере интересов. Общие теоретические основы психологических интересов формирующейся личности представленыв трудах Рубинштейна С. Л., Щукиной Г. И.и других. Мы хотели бы выделить работу В. r. Маранцман «Анализ литературного произведенияи читательское восприятие школьников», его концепция очень содержательнаи интересна. Автор рассматривает структуру читательского восприятия как взаимодействие эмоций, внимания, воображения, памяти, осмысления содержанияи формы. Каждый из этих элементов может оцениваться по уровням, позволяющим определить развитие ученика: выражение читательских чувств, постижение авторского настроения, воссоздающееи творческое воображение, осмысление содержания на уровне воспроизводящем (пересказ), аналитическом (рассуждениео мотивах, событиях, героях произведения), синтетическоми целостном (концепция произведения), осмысление формы на уровне деталии композиции. Анализ читательского восприятия требует сочетания этих форм работы. Все исследователи восприятия художественной литературы школьниками приходятк единому выводу, чтов возрасте 10- 11 лет дети осознают литературное произведение не как творение искусства,а как интересный рассказ из жизни. Поэтомуи герои произведенияв их представлении нередко живые люди,с которыми можно встретиться, которые живутв реальной жизни. «Проблема «наивного реализма»у школьников очень сложна. Ученики 5-го класса способны почувствоватьи отчасти понять особую правду искусства, достоверность художественного вымысла. Это не мешает им «житьв искусстве», они легко переходятв условия «вымышленной жизни», проявляя при этом высокую умственнуюи эмоциональную активность, необыкновенную силу переживания, общую целостность впечатления, хотя порой лишенного последовательной логической связанности». Экспериментальная работа по выявлению уровня восприятия учащимися повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» проводилась на базе пятых классов МОУ СОШ №40 г. Волгограда. Количество испытуемых­ 63 человека. Создавая литературное произведение, автор обращаетсяк определенной социальной или возрастной группе. Но часто происходит так, что читатель облекает свои собственные мысли, взглядыв литературные формы, которые он находиту писателя, что приводитк искажению авторской идеиик неверной интерпретации произведения. Ребенок понимаетв произведении только то,с чем он близко знаком,а то, что им не понимается, он либо интерпретирует по-своему, либо совсем не замечает. Для выяснения понимания авторской позициив произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» учащимся были предложены следующие вопросы: 1. Как относились жители городак Тому, Геку, Сиду? Почему? 2. Как Вы относитеськ Тому, Геку, Сиду? Почему? 3. Как автор относитсяк своим героям? Эти вопросы направлены на определение понимания основной идеи произведения, на выявление осмысления содержанияи эмоциональной реакции школьников. Детям было необходимо дать верную оценку героям произведения, адекватную оценке автора. Первый вопрос был предложенс целью обратить внимание ребят на то общество небольшого городка, который описывает М. Твен, где живут персонажи.К сожалению, многие учащиеся не сумели понять авторское отношениек жизни обитателей Санкт-Петербурга: осуждение М. Твеном стремленияк богатству,к деньгам, отсутствие уваженияк человеку, невежество, фальшь. Причину плохого отношения обществак Томуи Геку дети увиделив свойствах характера, поведении героев. «К Геку все жители города относились плохо потому, что он был бездомныйи все боялись, что он мог показать дурной пример их детям.» «Том не любил ходитьв школу, врал, дрался,а Гек спалв грязных бочкахи курил». «Сид всегда ходилв школуи каждое воскресение посещал церковь, так поступали все жители городка». Лишь немногие школьники заметили, что выработанные стереотипы в данном городе не столь уж идеальны. «Том не любил ходитьв школу потому, что учитель всегда был пьяныйи бил их,ав воскресной школе читали проповедь, которую Том уже знал наизусть». Второй вопрос, предложенный ребятам, был направлен на выяснение эмоциональной реакции школьников.В своих ответах все учащиеся положительно оценили Тома Сойера, Гека Финнаи отрицательно Сида. Школьники привели множество примеров из книги, подтверждающих их отношениек героям. «Мне нравится честность Тома Сойера, которую он проявил на суде». «Гек Финн очень смелый. Он спас вдову Дуглас, когда индеец Джо хотел ее изуродовать». Дети отмечали, что их привлекают изобретательность, смелость, честность героев. Отвечая на третий вопрос, пятиклассники должны были определить, какими автор хотел изобразить своих героев. Не все ребята смогли понять авторское отношениек персонажам произведения. Школьники согласилисьс отрицательной оценкой Тома Сойера обществом,в то же время они указали на то, что герои им нравятсяи интересны. Противоречие оценок привелок неверному трактованию отношения авторак героям большинством учащихся. Неспособность младших подростков разобратьсяв прочитанном вызвана: неумением обобщать, неправильной эстетической установкой (отношениек произведению как точной копии окружающего мира), слабой ориентировкойв структуре текста, отсутствием навыков сопоставления отдельных элементов произведения. Результаты диагностики приведены ниже: Авторские эмоции- 25 учащихся (40%) Читательские эмоции- 38 учащихся (60%) Учащимся пятых классов сложно понять проблемы типизации, условности искусства, им трудно перейти от конкретного образак обобщенному типу. Младшие подростки обладаютв большинстве реально- практическим типом мышленияс конкретным представлением, что мешает им творчески относитьсяк произведениям искусства. Анализ сочинений учащихся на тему «Что мне понравилосьв повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» показал, что школьникам,в основном, присуще отражение бытовой сферы, привычной последовательности действий. Очень редков работаху ребят появлялось изображение эмоционального состояния героеви эти описания незначительны, выражаются шаблонными словами (хотеть, любить). Можно выделитьи другой тип мышления, когда дети фиксировали образыи выполнения действий, оценивали их по правилами нормам, усвоенным ими из школьнойи бытовой сферы, рассматривали героевс точки зрения требований взрослых. Все это свидетельствуето воссоздающем воображенииу одиннадцатилетних детей. Но встречались такие сочинения,в которых затрагивалась сфера взаимоотношений, описывались различные ситуации дружбы, ссор, внутреннее состояние героеви их переживания. Основное содержание этих работ- это отображение сферы человеческих взаимоотношений. Состояние героев передавалось богатой лексикой (жаль, весело, мечтаюи т.д.). При проведении исследования на выявление типа воображения, детям предлагались следующие вопросы: 1. Каким Вы представляете себе Тома Сойерав момент, когда онис Бекки потерялисьв пещере? 2. Каким вы представляете себе Тома Сойера, когда он защищал на суде Меффа Поттера? 3. Какая деталь Вам наиболее запомниласьв образе Гека Финна? Первые два вопроса были направлены на выяснение творческого воображенияу ребят,а третий вопрос- на проверку работы воссоздающего воображения. Результаты данного исследования показали, чтоу детей 10- 11 лет преобладает воссоздающее воображение. Пятиклассники, отвечая на вопросы, пересказывали нужные эпизоды из кииги,и мало кто из них пытался творчески развить авторские мысли. «Том,в момент, когда онис Бекки заблудились, испугался, но виду не подавал, Бекки смотрела на него,а он каждый раз беззаботно твердил: «Ты не беспокойся, это не тот выход, нов следующий раз мы его найдем». «Том, когда онис Бекки заблудились, растерялся,и они шли, не зная дороги, сворачивая то направо, то налево, пытались найти нужный путь». В этих ответах ребята старались рассказать, что былос Томоми Беккив пещере, лишь частично затрагивая эмоциональное состояние героя. «Том пришел на суд Меффа Поттераи несмело начал говорить потому, что он боялся индейца Джо. Он рассказал, что видел ночью на кладбище.И Меффа Поттера освободили».У этой группы ребят очень хорошо получалось внешнее описание героев. Отвечая на третий вопрос, они подробно обрисовали внешние данные Гека. "Гек ходил грязный, на нем было большое пальто, шляпаи длинные штаны, он спалв бочкеи там курил трубку", "Гек был неряхаи любил курить". Другая группа ребят более углубленно анализировала чувства героев, старалась передать переживания, мысли персонажей. «Том понял, что они заблудились. Он знал, что ониС Бекки могут погибнутьи очень сильно волновался. Но больше всего он волновался из-за Бекки, он боялся, что она расплачется. Поэтому он собрал все свое мужествои пытался казаться веселым, хотяв душеу него «кошки скреблись». Тому очень нравилась Бекки, поэтому он держался». «Томи Бекки заблудились, они шли по переходам, которые блестели разноцветными камнями. Все там было очень красиво: струящиеся со скал ручейки, переливающиеся сталактиты. Но эта красота уже не интересовала Тома. Том был очень несчастени не видел уже выхода из положения. Но вдруг он увидел полоску света. Счастью Тома не было границ». «Том со страхом шел на суд. Ему не давали покоя мыслио мести индейца Джо,ио предательстве Гека. Но он смело вышели волиующимся голосом начал свой рассказ. Том был очень рад, что освободился от мучавшей его вины». Сопоставляя эти ответыс теми эпизодами, которые описаныв книге, можнос уверенностью сказать, что эти ребята обладают творческим воображением. Они умело развивали мысли автора. Рассмотрев ответы ребят, мы пришлик такому выводу:в 10- 11 лет детям трудно постичь суть персонажа, трудно представить его прошлое, будущее, различные положения героя. Редко кто задумывается над тем, для чего автор поставил герояв такую ситуацию. Им сложно углубитьсяв мысль автораи творчески развить ее.В этом возрастеу ребят преобладает воссозда­ющее воображение. С возрастом воссоздающее воображение должно переходитьв творческое. Это зависит от социальной среды,в которой развивается ребенок, от мастерства педагога. Результаты диагностики приведены ниже: Воссоздающее воображение- 44 учащихся (70%) Творческое Воображение- 19 учащихся (30%) Осмысление содержания происходит на разных уровняху пятиклассни­ков: на уровне пересказа, рассуждений, концепции. Пересказывая отдельные эпизоды повести, пятиклассники опускали многоев описаниях,у некоторых нарушалась временная последовательность, их рассказы отрывочныи фрагментарны. Но большинство ребят пытались дать оценки героям, объяснить их действия. «Том не любил ходитьв школу потому, что ему хотелось чего-нибудь интересного». «Том Сойер прогуливал занятияв школе потому, что не любил зубрежку,и учительв школе был всегда пьяный». Несмотря на то, что дети не всегда верно объясняли мотивацию поступков героев, попыткак рассуждениюу ребят была. Немногие школьники видели различные линиив повести, связанныес Томом Сойером,- это линии любви, дружбы, приключений, противопоставление героя обществу. Из своих рассуждений учащиеся делали прав ильные выводы. Они осуждали то общество,в котором живет Том, чувствовали смех автора над жителями городка. В этом возрасте происходит свертывание таких форм как перескази нарастает тенденцияк освоению рассуждения. Наше исследование показало такие результаты: Пересказ- 19 учащихся (30%) Рассуждение- 39 учащихся (62%) Концепция-5 (8%) Рассматривая показатели уровня восприятия учащимися пятого класса художественных произведений, необходимо учитыватьи осмысление детьми художественной формы. «Основные показатели литературного развития учащихся- активность использования художественной деталив воссоздании литературного образаи уровни понимания эстетического значения воссозданного образаи художественной детали, богатство ассоциативных связей, объединяющих данную художественную детальс другими элементами текста. Связывание деталей произведения ведетк идейно- эстетическому постижению образа,к композиционному осмыслению формы». В результате нашего исследования было выявлено: Деталь- 45 учащихся (71%) Композиция- 18 учащихся (29%) Дети 10- 11 лет испытывали затруднения при необходимости объяснить при помощи объединения художественных деталей мотивы поведенияи сложные психологические состояния. Пятиклассники, анализируя повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера», делали упор на детали­описания внешности, быта, не пытаясь вникнутьв образ, развить данную деталь. Так, размышляяо том, что помогло мальчикам, Гекуи Тому, разбога­теть, большинство ребят ответили, что нахождение клада явилось причиной богатства героев. В этом случае детьми делался упор на поиски клада героями. Лишь немногие смогли увидеть то, что Том был романтической натурой, увлекающейся книгамио разбойникахи пиратах. Пятиклассники не увидели внутренних побудительных сил, подталкивающих героевк поискам клада. Описывая образ Гека, школьники давали детальное внешнее описание героя, близкое к тексту, но объяснить многие действия Гека Финна они не смогли. Например, причину ухода Гека от вдовы Дуглас ребята увиделив нежелании мальчика спать на чистых простынях, аккуратно одеваться. Мало, кто смог обобщить все детали, характеризующие Гека,и вьщелить такую черту, как любовьк свободной жизни. Эти примеры показывают, чтоу пятиклассников преимущественно осмысление формы произведения находится на уровне детали. В данном исследовании мы провели такой эксперимент: предложили учащимся объяснить художественную деталь из произведения. Автор характеризует мальчиков города как «изнуренных, скованных по руками ногам». Пятиклассники так определили содержание данной детали: «Дети не хотели каждый день умываться, ходитьв школу, делать уроки». Школьники не смогли сделать выводо том, что жизнь городка была скучнаи безрадостна, что все там было пронизано фальшьюи лицемерием. Вопрос «Почему М. Твен назвал свою повесть «книгой для взрослых?» интересовал нас как проверка умения школьниками связывать элементы текста для понимания смысла произведения. Пятиклассники отвечали, что книга явилась как бы руководством для взрослыхВ воспитании детей. «Повесть М. Твена помогает взрослым понимать своих детей, родители должны знать, что детям хочется играть, общаться другс другом,а не только учиться целый день». Исследование подтвердило, чтов этом возрасте школьники испыты­вают трудность при объединении элементов текста, которые требуют анализа, сопоставления отдельных фактов, деталейи последующих выводов. Поэтому глубина понимания одиннадцатилетними текста зависит от наличия конкретных фактов, деталей. Если их необходимо глубоко продумывать, то это сразу вызывает затрудненияу детей, особенно при толковании действийи поступков. Поэтому композиционное осмысление формы произведенияу пятиклассников встречается редко. В результате проведенных диагностик мы смогли выявить особенности восприятия повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» школьниками. Пятиклассники отличаются ярким эмоциональным отношениемк произведению, сопереживают героям, во время чтения живут с ними одной жизнью.В их восприятии конкретизация образов• преобладает над обобщением. Работа воссоздающего воображенияу детей активна, хотя образы героев порой воспринимаются произвольно. При этом общее восприятие учащихся фрагментарно, недостаточно полнои целостно. Герои оцениваются вне системы образов. Авторская позиция плохо понимается ребятами. Школьники чаще всего опираются на свой личный опыт, главное для нихв произведении- жизненность, достоверность. 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВВ ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ПОВЕСТИ М. ТВЕНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА» «Выяснение читательского восприятия дает возможность верно моделировать процесс анализа литературного произведения, определить, какие читательские качества необходимо сформироватьв процессе анализа,1 какие путии приемы использовать для литературного развития учащихся». Изучение художественного произведения на уроке литературы- это вторичное, осознанное восприятие. Главная задача преподавателя- сформироватьу детей умения отбиратьи классифицировать материал для осмысления поставленных авторомв произведении проблем. Не стоит говоритьо том, что повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера» всегда вызываету детей глубокий интереси эмоциональный отклик. Сам писатель отмечал, что эта книга- «гимн детству, переложенный прозой», эта книгао детях,о свободе,о радости жизни. Вместе с тем, М.Твенв своем произведении затронул важные социальныеи нравственные проблемы. В его повести звучит протест против несправедливости, лицемерия, религиозного ханжества, педантичности окружающего мира. Сложившаяся традиция изучатьв школьном курсе литературы отдельные главы произведения, на наш взгляд, нуждаетсяв изменении. Воспринимая текст фрагментарно, учащиеся не могут осознать все особенности композиции,и соответственно понять авторскую мысль. Главы, помещенныев учебник, посвящены главному герою Тому Сойеру, неугомонному сорванцу, натуре необыкновеннойи яркой. Но своими шалостямии проделками герой протесryет против скучной, ханжеской добропорядочности взрослых. Рассмотрев на уроке только отдельные главы повести, мы не можем увидеть ту социальную среду,в которой живут герои. Кроме того, хрестоматийность создает иллюзию исчерпанности сюжета, что может вызвать разочарованиеу ребят. Содержаниеи этапы работы над повестью М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно представитьв виде таблицы: 1й этап (1й урок): Тема урока: М.Твен. Судьбаи личность писателя. Повесть "Приключения Тома Сойера". Герои повести. Основное содержание урока: - Жизньи творчество Марка Твена. - знакомствос героями произведения - выявление авторского отношенияк героям 2й этап (2й урок): Тема урока: Городок Санкт-Петербурги его жители. Основное содержание урока: - изображение обстановки,в которой живути действуют герои повести. - усвоение понятие "портретв художественном произведении" 3й этап (3й урок): Тема урока: изобретательность Тома Сойера, его храбрость, мужествои благородство. Дружбав повести Основное содержание урока: - рассмотрение особенностей характера главного героя - определение значения дружбыв жизни героев - понятиео сатиреи юморе Повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера» во многом автобиографична, поэтому изучение произведения необходимо начатьс истории жизни писателя. Очень много похожегов жизни Тома Сойераи Сэма Клеменса (настоящее имя Марка Твена). Провинциальный городок Санкт- Петербург- это родной город писателя Ганнибал.В главном герое повести автор изобразил себя, в тете Полли- свою мать, друзья Тома- это товарищи Сэма Клеменса. Но все же судьба писателя была иной. Он рано начал самостоятельную жизнь. Когда мальчику было двенадцать лет, умер отец. Сэму пришлось искать работу, он много путешествовал, сменил множество профессий, был учеником лоцмана, плавал по реке Миссисисипи. «Марк Твен»в переводе означает «мерка- два»- глубина, необходимая для плавания кораблей. Учащиеся могут самостоятельно подготовить сообщенияо жизнии творчестве М. Твена, используя статью учебникаи дополнительную литературу. Конечно, глубокогои серьезного анализа эпохив пятом классе давать не следует:в этом возрасте дети еще не смогут понять все социальные потрясения тех лет. Но школьники должны знать, что повесть появилась после гражданской войны между Североми Югом,в результате которойв Америке был отменен рабовладельческий строй. Знакомствос жизнью писателя,а такжес изображеннойв повести эпохой подготовит пятиклассниковк восприятию произведения. Подготовительный этап способствует ориентированию учащихсяв мире искусстваив окружающей жизни. «Наивно- реалистический» уровень осмысления произведения пятиклассниками не позволяет ученикам осознать результаты своего самостоятельного чтения. Поэтому необходимо настроить учащихся на вторичное прочтение произведения. Композиция повестии особенности ее восприятия учащимися диктуют нам выбор пути анализа произведения- «вслед за автором». Предлагая учащимся вопрос: «Какие эпизодыв повести Вам понравились?», мы даем возможность пятиклассникам поделиться своими впечатлениямио прочитанном. Яркийи радостный мир детства находит откликв душах детей, приключения героев захватывают их. Первую главу читают подготовленные ученики по ролямв классе. Выразительное чтение позволяет более правильнои глубоко усвоить содержание эпизода, понять авторское отношениек героям. Прочитав первые страницы повести, необходимо выяснитьу пятиклассников: «Почемук Сидув городе взрослые относились лучше, чемк Тому»? Учащиеся составляют цепочку слов- определений, характеризующих Томаи Сида. Дети правильно определяют призрачность добродетелей Сидаи достоинства непослушного Тома. Том Сойер,в представлении детей,- это выдумщик, фантазер, сорванец, Сид- «примерный мальчик», но тихоняи ябеда. Для полного раскрытия образов героев обратим внимание на жизнь «убогого городишки Санкт- Петербурга», используя прием <<заочное путешествие». Дома пятиклассники подготовят рассказы на темы: «Каким видит свой городок Том Сойер», «Что нового мы открываем благодаря описанию жизни города?». Жизнь городка Санкт- Петербурга скучнаи ограниченна. Заранее подготовленные ученики пересказывают главы повести «Козыряние»в воскресной школе», «Красноречие-и позолоченный купол учителя», «Жук-кусакаи его жертва». Учащиеся делают выводо том, что обитатели городка ведут однообразный, убогий образ жизни. М. Твенв повести показывает систему образованияи воспитанияв американской школе, где царствует зубрежка, избиение учеников розгами. Учитель- пьяница, невежда, которому ученики стараются отомстить за жестокость. По праздникам все жители города посещают церковь, где, слушая никому не понятные, бесконечные молитвы, засыпают. Учащимся предлагаютсяк обсуждению вопросы: «Как горожане относятсяк Геку Финну? Почему?», которые помогут раскрыть образ не только Гека Финна, нои определить главные ценности жителей городка.В пятом классе мы продолжаем работу над понятием "портрет героя". Важно, чтобы дети поняли, что писатель стремится каждую черту внешности героя сделать говорящей, рассказывающей об особенностях его характера, чувствах, об условиях жизни, об отношениик нему самого автора. Дети обращают вниманиев характеристике Гека на то, что все жители города его ненавиделии боялись потому, что он был «ленивый, невоспитанный, скверный мальчишка»,а все дети завидовали ему, "душив нем не чаяли, любили водитьсяс ним". Описание одежды героя указывает на то, что Гек вел образ жизни нищего, но следует обратить внимание школьников на то, что Гекельберри был «вольная птица». Гек- человек «из низов». Он лишен благопристойных условностейи предубеждений. Обыватели города не считают нищих за людей, боятся их, презирают. Дети подсознательно чувствуют жестокость взрослых, они не замечают разницыв социальном положении. Вопрос: «Почему Гек стал уважаемымв городе человеком?» поможет детям заметить, что Томи Гек становятся знаменитыми не потому, что Гек спас вдову Дуглас,а потому, что они нашли клади стали богатыми. Жители города преклоняются перед богатством, для них главное ­материальное благополучие. Продолжая экскурсию по городу Санкт- Петербургу, мы задаем учащимся вопрос: «Неужели нетв этом городке ничего интересного?» Нетерпимому, педантичному миру взрослых противостоит радостный мир детства. Улицы города, кладбище, соседний лес наполнены тайнойи романтикой. Здесь происходит настоящая жизнь мальчишек, полная чудес, поэзии, приключений. Учащимся предлагается дома подготовить рассказыо проделках Тома, устное словесное рисование «Томи Гек». Повесть М. Твена- одно из лучших произведенийо дружбе. Читая эту книгу, школьники должны понять, как важны во взаимоотношениях людей понимание, помощь, поддержкав трудную минуту. Отвечая на вопрос: «Почему Том Сойер считал Гека Финна лучшим другом?», школьники определяют, что Геки Том похожив том, что оба они любят свободу, романтику, ищут приключения. Они мечтают стать пиратами,и даже убегают из городка. Любимый герой Тома Сойера- Робин Гуд, борец за правдуи справедливость. Пересказывая эпизоды из повести, посвященные проделкам Тома, дети отмечают его изобретательность, смелость, решительность, самоотверженность, доброту. Том Сойер проявляет чуткостьи отзывчивость, спасая от виселицы Меффа Поттера, благородство, взяв вину Бекки на себя, храбростьи сообразительность, заблудившисьс девочкойв пещере. Пересказы, близкиек тексту, помогают окрепнуть детскому воображению. Для выявления точности ассоциаций, глубины осмысления образов, понимания учащимися авторской оценки героев используется прием устное словесное рисование ("Том на суде", «Томи Гек на кладбище», «Беккии Томв пещере»). Учащиеся должны дать не только внешнее описание героев, нои передать особенности их характера. Кроме того, можно использовать такое упражнение, как соотнесение иллюстраций художникас собствен­ным рисунком (в учебнике представлена иллюстрация «Памятник героям повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»в городе Ганнибале). Данные приемы формируют умения видеть изображенные писателем картиныи воспринимать мир чувстви переживаний героев. Эти задания развивают творческое воображение учащихся. Изучая произведение М. Твена «Приключения Тома Сойера» пятиклассники закрепляют такие понятия, как юмор 11 сатира. Отвечая на вопрос: «Что Вам показалось смешнымв повести М. Твена?», дети рассказы­ваюто веселых шалостях Тома Сойерав школеи церкви. Необходимо обратить внимание, что сатирические черты повести направлены против обывательской жизни, фальши, ложной благочестивости. Добродушный юмор писателя проявляетсяв описании проделок детей. На последнем этапе работы над повестью М. Твена «Приключения Тома Сойера» пятиклассники должны осознать основную идею произведения: автор рассказываето своем счастливом детстве, при этом обращая внимание на сумрачные чертыв жизни его страны. Писателя глубоко волновали несправедливостьи ложь, социальное неравенство, угнетениеи рабство. После завершения работы над повестью М. Твена уместно написать отзьшо прочитанном. Этап обобщения материала предполагает новый подход учащихсяк явлениям жизни,к оценке поведения людей по сравнениюс прежним, которым владели дети. Самостоятельный повторный анализ произведения формирует более квалифицированного читателя. Предлагаемыев работе методыи приемы направлены на преодоление наивно- реалистического восприятия, формирование сознательных навыков анализа литературного произведения, воспитание истинной культуры чтения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Способ освоения такого вида деятельности как чтение художественной литературы специфичен, своеобразен для каждого возраста. Понимание искусства- это восприятие художественное,и оно определяется целым комплексом личности читателя. Наше исследование показало, что школьники 10-11 лет обладают своеобразными чертами детского восприятия: активностью, непосредственностью, некоторой схематичностью мышления, конкретностью представления. Изучая механизм восприятия пятиклассниками художественного текста, было установлено, что школьники не всегда понимают авторскую позициюв произведении со скрытым нравственным конфликтом, их внимание сосредоточено на приключенческой фабуле книги. Читательские эмоцииу ребят активно выражены (60%), однаков этом возрасте заметен ростк постижению авторских чувств. Анализ школьных сочинений показал, что воображениеу детей преимущественно воссоздающее (70%). Обладая реально- практическим типом мышленияс конкретным представлением, подростки упрощенно изображают эмоциональное состояние героев,а их действия оценивают по правилам, усвоенным из бытовой сферы,с точки зрения требования взрослых. Заметнав этом возрасте у ребят попытка при рассмотрении текстак рассуждению (62%), но школьники не идут дальше обобщения отдельных сторон произведенияи характеров. Осмысление формы произведенияу пятиклассников на уровне детали (71 %). Они замечаютв тексте отдельные детали, факты, но глубокое их осмыслениеи продумывание для создания образов вызывает у детей затруднение. Школьникам этого возраста трудно понять переживанияи чувства автора, внутренний мир героя, эпоху, художественную форму. Знание особенностей восприятия учащимися повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» дает возможность выбрать правильные пуги анализа произведенияи сформироватьу пятиклассников такие читательские умения, как умение осмысливать логико- понятийную сторону содержания произведения, воссоздавать изображенные писателем картины, видеть автор­скую позицию, воспринимать мир чувстви переживаний литературных героев,а также давать самостоятельную оценку художественному произве­дению. Мы избрали методику анализа «вслед за автором», так как именно последовательность авторского изложения, художественная логика всей идейно- композиционной структуры создаету детей довериек художественной правде писательского вымысла. Социальная обусловленность поведения литературных персонажей осознается детьми постепеннов процессе внимательного чтенияи раздумий над изображенными писателем картинами жизни, человеческими пережива­ниямии отношениями. Основные виды деятельности (пересказ, устное словесное рисование, соотнесение иллюстрации художника с собственным рисунком, выразительное чтение, «заочное путешествие», сообщения учащихся, отзыво прочитанном), использованные нами при анализе произведения, позволяют детям, не пользуясь сложной литературоведческой терминологией, разобраться в смысле изображенных событийи характеров, познакомитьсяс композицией произведения, определить авторское отноше­ниек героям. Каждый тип литературы подготавливает восприятие последующего. Это как бы «ступени», по которым восходит читатель на пути от детствак юности. Чтение литературных произведений на каждой «ступени» требует определенных психологических уменийи навыков, которые нам, учителям, необходимо сформировать. Важно на первом этапе формирования школьника как читателя увлечь его художественной книгой, раскрыть все ценности, которые она хранит, научить ребенка понимать мир, созданный авторским воображением. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беленькая И.М. Ребеноки книга.- М., 1969. 2. Благонадежина Л.В. Отношение детейк искусствуи его возрастное развитие 11 Вопросы психологии.- 1968.- К2 4.- С. 12- 24. 3. Благонадежина Л.В. Некоторые вопросы отношения школьниковк искусству 11 Вопросы психологии.- 1964.- К2 1.- С. 56- 81. 4. Выготский Л. С. Собрание сочиненийв 6-ти томах.- М., 1982-1984.­Т.5.: Детская психология.- 1984. 5. Жабицкая Л. Г. Психологический анализ критериев оценки литератур­ного произведения старшими школьниками: автореф. дисс .... канд. пед. наук.- М., 1966. 6. Игнатьева Е.И. Индивидуальные психологические особенности восприятия литературных произведений: автореф. дисс .... канд. пед. наук.- М., 1975. 7. Качурин М. Г. Влияние анализа на восприятие художественного произведения учащихся 4 классов. Восприятие учащимися литературных произведенийи методика школьного анализа.- М., 1974. 8. Кудряшов Н. И. Изучение восприятия литературы учащимися средней школы Художественное восприятие.- Л., 1971. С. 176-190. 9. Маранцман В. Г. Возрастныеи индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов 11 Вопросы психологии.- 1985.- К2 5. С. 54-59. 10. Маранцман В. Г. Анализ литературных произведенийи читательского восприятия школьников.- Л., 1974. 11. МеЙлах Б. С. Художественное восприятне как научная проблемаll Художественное восприятие.- Л., 1971.С.10-29. 12. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками.- М., 1959. 13. Никифорова О. И. Методы изучения психологии читателяи восприятия литературы 11 Художественное восприятие.- Л., 1971. С.141-148. 14. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М., 1972. I5. Парфенов А.т.о специфике художественной литературы для подрастающего поколения 11 Книга ведетв жизнь.- М., 1964.- С.38-74.